Голодать изредка полезно, если вы хотите очистить свой организм. Если вы будете голодать раз в месяц, это не скажется на вашем здоровье; это даже может помочь в просветлении ума. Но если вы голодаете регулярно, с намерением обрести спокойный, чистый ум или хорошее здоровье, вы совершаете прискорбную ошибку; вы просто ослабите себя. Просветление приходит с помощью медитации, а не с помощью голодания. Только регулярная, одухотворенная медитация может принести покой ума и внутреннюю гармонию.
— 5 февраля 1982 г.
Вопрос: Когда мы медитируем, что делать с мыслями, которые приходят из нашего воображения? Заключается ли в этих мыслях какая-то реальность?
Шри Чинмой: Во время самой лучшей медитации в уме совсем нет мыслей. Вы пока начинающий, и к вам приходят мысли. Так что, когда во время медитации в ум входит мысль, вам нужно разобраться, какая это мысль: прогрессивная, ободряющая и просветляющая или нечистая, обескураживающая и разрушительная. Если эта мысль понижает ваше сознание, то нужно уничтожить ее, как только она появится. Можно уничтожить мысль своим интенсивным внутренним зовом и стремлением к свету; или можно просветлить мысль, принеся покой Свыше. Но если эта мысль хорошая, здоровая, прогрессивная и просветляющая, то можно позволить ей расти.
Мысль, возможно, пришла из мира воображения или с другого плана существования. Если она приходит из вашего воображения, ничего страшного! Воображение само по себе является миром. Сегодня мы вообразим что-нибудь, а завтра эта самая вещь превращается в реальность с помощью нашего устремления. Мысль может прийти из того мира реальности, который мы называем воображением. Но если мы сможем внести эту мысль в свое реальное существование с помощью устремления, она станет реальностью в действительности.
— Июнь 1981 г.
Вопрос: Как узнать, прогрессивна мысль или нет?
Шри Чинмой: Узнать, прогрессивна мысль или нет, очень легко. Прогрессивная мысль ободряет и вдохновляет нас стать хорошими и совершенными. Если мысль непрогрессивна, то мы непременно почувствуем, что наше сознание опустилось. Непрогрессивная мысль связывает наши способности; вместо того, чтобы расширить сердце, она ограничивает его способности. А прогрессивная мысль даст нам почувствовать, что мы двигаемся к совершенству. Даже более того, она поведет нас к совершенству, которое является нашей наивысшей целью.
— Июнь 1981 г.
Вопрос: Почему ум так сильно сопротивляется, когда пытаешься медитировать, и как можно это преодолеть?
Шри Чинмой: Ум по природе своей беспокоен, а беспокойство — противоположность покоя. Когда мы пытаемся принести покой Свыше, ум сопротивляется. Ум чувствует, что, если мы обретем покой, он потеряет свое превосходство и свободу. Я говорю о человеческом уме. Существует также высший ум, в котором нет сопротивления свету; высший ум — это сам покой и безмятежность.
Человеческий ум всегда пытается связывать других. Он думает, что, связывая других, он увеличивает собственную свободу. Но это не так. Чем больше мы связываем других, тем больше ограничиваем свою свободу. Человеческий ум постоянно наслаждается мыслями. Сейчас он наслаждается хорошей мыслью, а в следующий момент он наслаждается плохой мыслью. Хотя он прекрасно знает, что какая-то определенная мысль — плохая, все равно ум наслаждается ею, потому что не обладает способностью различать. Человеческий ум в равной мере удовлетворен и хорошим, и плохим. Сердце, наоборот, будет заботиться только о хороших вещах и о хороших переживаниях.
Ум подобен непослушному ребенку. Но до каких пор ребенок может оставаться непослушным? Если мать и отец молят Бога: “О Боже, даруй моему ребенку покой и свет, чтобы он избавился от своих дурных качеств!” — тогда Бог обязательно услышит молитву их сердец и ребенок станет спокойным. Точно так же, если мы будем молиться о покое и свете, тогда ум, который когда-то был подобен непослушному ребенку, станет тихим, спокойным и хорошим. Ум будет не сопротивляться, а расширяться в медитации и станет единым с Безбрежностью. Именно благодаря молитве и медитации в один прекрасный день мы обретем простой, искренний, скромный и устремленный ум, наполненный покоем, который ему так необходим.
— 10 августа 1979 г.