— Апрель 1978 г.
Вопрос: Помогает ли духовному прогрессу понимание вещей на интеллектуальном уровне?
Шри Чинмой: “Понимание” — очень хитрое слово. Сегодня мы можем понимать что-то определенным образом, но завтра это же понимание может не удовлетворить нас. Завтра наше понимание может оказаться другим, и мы почувствуем, что вчерашняя способность понимать была абсолютно бесполезной. Понимание умом все время меняется, поэтому мы никогда не сможем обрести настоящей уверенности или удовлетворения на пути ума. Но совсем не обязательно понимать вещи интеллектуально. Было много духовных гигантов, которые не пользовались умом; вместо него они использовали сердце. В силу единства своего сердца с Богом они почувствовали и осознали все.
Если мы следуем путем сердца, которое мгновенно отождествляется с Реальностью, то мы можем считать Реальность своей. Если мы хотим познать что-то непосредственно и полностью понять это, тогда нам необходимо сердце. Только когда ум подчиняется сердцу, он получает постоянную радость и удовлетворение и становится таким же счастливым, как сердце. В конце концов он неизбежно придет к этому. Было бы ошибкой сказать, что ум никогда не будет взывать к свету или никогда не получит света. Ум, несомненно, будет взывать к свету и получит свет, и наступит время, когда ум обретет ту же радость, что и сердце. Иначе творение Бога никогда не будет совершенным. А Бог никогда не позволит нам оставаться несовершенными.
— 1 июня 1976 г.
Вопрос: Бывает ли ум когда-нибудь самоотверженным?
Шри Чинмой: Ум может быть таким же самоотверженным, как и сердце. Но в данный момент тот ум, который мы используем, — это ограниченный ум. Когда мы живем в ограниченном уме, мы чувствуем, что у нас за душой только пять центов, и если мы их отдадим, тогда у нас ничего не останется. Но есть также неограниченный ум. Если мы станем едины с неограниченным умом, тогда не возникнет и вопроса о том, что кто-то в жизни обеднеет. Если ум приходит к ощущению, что он безграничен, то, сколько бы он ни отдавал, он остается бесконечным.
— 1 июня 1976 г.
Вопрос: Как можно увеличить искренность ума?
Шри Чинмой: Если кто-то очень сильный или могущественный делает нечто небожественное, он не будет бояться критики с нашей стороны. Даже если он делает вещи, которых мы не одобряем, он не лжет по этому поводу. Его жизнь — открытая книга, потому что ему все равно, что мы думаем. Он нас не боится, поэтому ему нечего терять, когда он искренен. Но если обычный человек поступит неправильно, он будет отрицать это. Он попытается спрятаться.
Приземленный ум слаб и неуверен; он всегда сомневается в себе и в том, что его окружает. Из-за своей слабости он неискренен и никогда не будет искренним. Но когда ум становится спокойным, тихим и свободным от мыслей, он теряет свою неуверенность и смятение. Когда ум находит убежище внутри сердца, которое отождествляется с бесконечной Реальностью и бесконечной Силой, тогда он ничего не боится. Он чувствует, что ему не нужно ни перед кем оправдываться, и автоматически становится искренним. Поэтому самый легкий и наиболее эффективный путь увеличить искренность ума — это заставить ум пребывать внутри сердца.
— 1 июня 1976 г.
Вопрос: Чем ум всемирно известного государственного деятеля отличается от ума всемирно известного ученого?
Шри Чинмой: Ученый использует силу реальности-воображения. Воображение — это реальность на своем уровне, но мы не верим в нее, пока не увидим ее проявленной на физическом плане обычным, невооруженным глазом. Ученый также часто входит в мир интуиции, который находится на ступень выше. Он входит в тонкие миры и выносит на передний план их способности; его открытие имеет физическую форму, но истинная сущность такого открытия приходит из мира-воображения или из интуитивного мира. Ему может показаться, что он использовал свой ум, но это была реальность в тонкой форме, которую он перенес в физическую форму ее собственным способом.
В мировой истории только в очень-очень редких случаях государственные деятели подобным образом проявляли способность войти в интуитивный мир. Раз-другой высказывания Черчилля во время Второй мировой войны приходили с психического или интуитивного планов. Когда он говорил, это происходило на очень высоком уровне. Кеннеди и Неру также иногда говорили с интуитивного или психического планов. Но все это очень редкие исключения. Обычно государственные деятели пытаются властвовать в физическом мире, опираясь на свою витальную силу.