Таким образом, у государственного деятеля мирового уровня есть доступ к витальному или динамичному мирам, в то время как у ученого есть доступ к мирам воображения или интуиции. Миры, которые исследуют ученые, намного выше тех, которые исследуют видные политические деятели. Но даже ученым придется подчинить себя духовности, так как духовность вмещает в себя все, включая науку. То, чего достигли великие духовные гиганты в ходе эволюции, — далеко за пределами воображения ученого. Их духовные открытия все еще недоступны ученому, поэтому он их отрицает. Ученый постоянно требует доказательств на физическом, витальном и ментальном планах, и он не придает значения духовной жизни.
Духовность скажет ученому: “Я из очень далекой страны, которая совершенно чиста и абсолютно подлинна. Как физический план реален для тебя, точно так же и духовный план реален для меня. Если ты хочешь испробовать мое достижение, тогда приди туда, где я могу предложить тебе чудесный напиток. Почему я должна опускаться до твоего уровня, чтобы доказывать истинность своего достижения? Если я попытаюсь доказывать тебе его истинность на ментальном уровне, тогда вместо того, чтобы дать тебе просветление, я лишь внесу ещё большую путаницу в твою жизнь. Твои научные открытия не принесут и не смогут принести тебе постоянного удовлетворения, потому что они связаны с ментальным и физическим миром”.
И политика, и наука пытаются действовать на определенном уровне; обе они правы, исходя из собственного стандарта. В соответствии со своим уровнем развития каждая стремится сказать миру, как нужно воспринимать творение. Духовность также пытается предложить свою истину. Она говорит: “Я не хочу объяснять. Отождествитесь, а затем наслаждайтесь”. В политике и в науке нужно приводить доказательства, но в духовности в этом нет необходимости, потому что вы становитесь тем, чего достигаете. Политик может обратиться к народу с великолепной речью, но между сознанием его речи и реальностью его жизни может быть огромная пропасть. В своей жизни он не остается на том же уровне возвышенного сознания. Ученый может войти в очень высокий интуитивный мир, чтобы совершить великое открытие, но он не остается на этом уровне и даже не имеет туда свободного доступа. В политике и в науке всё, что вами создано, вы можете назвать своим, но вы не обретете с этим безраздельного единства. И между вами и вашим достижением всегда будет расстояние. Однако в духовности вы становитесь тем, что вы осознали на духовном плане.
— Июнь 1976 г.
Вопрос: Как остановить работу ума?
Шри Чинмой: Существует довольно много способов остановить работу ума. Один способ — повторять Имя Бога или определенную мантру, то есть священное слово или заклинание. Когда мы повторяем мантру или Имя Бога, возникает непрерывный поток. Если мы повторяем: “Боже, Боже, Боже”, тогда внутри самого повторения мы забудем о себе и потеряем себя. Тогда работа ума прекращается.
Другой способ — рассматривать ум как материальный объект. Мы можем взять материальный объект и положить, куда захотим, или отбросить его как можно дальше, насколько хватит сил. Так что мы можем либо схватить ум, как материальный объект, и выбросить его подальше, либо поместить ум в такое место, где он не будет нас беспокоить. Если непослушный ребенок надоедает нам, мы можем поставить его в угол и велеть ему не двигаться. Мы можем сделать то же самое и с умом.
Третий способ — полностью забыть о существовании ума и почувствовать, что мы — только сердце. Недостаточно просто сказать: “У меня есть сердце”. Мы должны сказать: “Я — сердце, я — сердце!” Тогда качества сердца наполнят все наше существо, и ум автоматически прекратит работу. Способов остановить деятельность ума намного больше, но этих трех вполне достаточно для любого человека.
— 8 марта 1977 г.
Вопрос: Завидует ли ум сердцу?
Шри Чинмой: Ум довольно часто завидует сердцу. Сердце наслаждается своим отречением перед душой. И когда сердце радует душу так, как того хочет душа, сердце обретает необыкновенный восторг. С одной стороны, ум не хочет отрекаться перед душой. Но в то же самое время, когда он видит, что сердце наслаждается высшим восторгом, отрекаясь перед душой, ум начинает завидовать.
— 10 августа 1976 г.
Вопрос: Как можно оставаться в сердце, когда выполняешь задачи, требующие деятельности ума?
Шри Чинмой: Даже когда ум необходим для выполнения какой-то специфической задачи, можно оставаться в сердце, если мы почувствуем, что мы — только сердце. В данный момент мы чувствуем, что у нас есть тело, витал, ум, сердце и душа. И до тех пор, пока мы чувствуем, что у нашего существа много уровней, естественно, мы испытываем искушение или вдохновение использовать их, когда ощущаем, что это необходимо. Но если мы сможем заставить себя почувствовать, что то, что у нас есть, и то, чем мы являемся, — это лишь устремляющееся, полное любви ко всему, все озаряющее сердце, тогда сознание сердца выйдет на передний план и наполнит все наше существо целиком — от макушки головы до пят.