Но нам надо понимать, что, если мы чего-то ожидаем от своих действий, покой никогда не появится в нашей жизни. Если мы будем ожидать от своих действий некоего определенного результата, мы только расстроимся, получив его. Мы почувствуем, что потерпели неудачу. Естественно, когда такое случается, не может быть покоя.
Вместо этого надо почувствовать, что действие само по себе — это великое благословение. Но к результату действия надо относиться как к опыту. В меру собственного ограниченного представления мы видим его либо как неудачу, либо как успех. Но в Глазах Бога неудача и успех — это просто опыты, помогающие развивать наше сознание. Что бы ни случилось, нам надо воспринимать это как конкретный опыт, который Бог захотел нам дать. Сегодня Он может дать нам опыт неудачи. Завтра Он может дать нам другой опыт, который внешне удовлетворит нас. Но если мы живем духовной жизнью, мы будем удовлетворены независимо от результата, ибо будем рассматривать его как Божью Волю.
Давайте посмотрим на реку. Река несет всякий мусор — грязь, камни, листья, песок, который попадает в нее на пути к ее цели. Но она неизменно продолжает свое течение к морю. Нам следовало бы воспринимать свою жизнь, как реку, бегущую к морю, морю исполнения. Если мы будем бояться действовать из-за того, что не хотим сталкиваться с несовершенствами мира, если мы замрем и будем бездействовать, то мы никогда не достигнем цели.
Мы можем сказать, что пока не знаем, где находится цель. Не беда! Самое главное — что мы движемся. Если мы пойдем не туда, мы скоро обнаружим это и изменим направление. Тогда в конце концов мы достигнем цели. Но если вовсе не двигаться, то нет абсолютно никакой возможности отправиться в верном направлении. Если мы не можем работать бескорыстно, самоотверженно, тогда давайте сначала будем работать, руководствуясь скрытым мотивом. Если в то время, когда мы помогаем кому-то, вмешиваются эго и тщеславие, пусть. Настанет день, когда мы почувствуем, что это удовлетворение недолговечно, и тогда попробуем работать более божественным образом.
Деятельность всегда лучше, чем инерция. Даже если мы сначала мечемся, как бешеный слон, в конце концов мы, как олень, побежим прямо к цели. Возможно, мы и начнем свое движение с грубой и разрушительной силы бешеного слона, но завершим его с грациозностью и скоростью оленя.
Действие — наше осознание покоя. Действие — наше осуществление покоя. Действие — наше проявление покоя. Поэтому нам необходимо действовать. Если мы устранимся от жизни, мы тем самым скажем Богу, что не хотим участвовать в Его Игре. Бог позволит нам устраниться на несколько дней, месяцев или лет. Но затем Он снова заставит нас участвовать, чтобы получить возможность осуществлять Свои Замыслы в нас и через нас. Иначе, если мы не примем мир, мир останется несовершенным, а мы не получим удовлетворения.
— 23 февраля 1973 г.
Вопрос: Как лучше всего обрести покой во внутренней и во внешней жизни?
Шри Чинмой: Во внешней жизни у вас не может быть покоя, пока вы не достигнете покоя во внутренней жизни. Если вы сумеете насладиться сокровищем тех божественных мыслей, которые приходят к вам рано утром прежде, чем вы выйдете из дома, тогда эти мысли войдут в вашу внешнюю жизнь как реальности, дающие энергию и осуществление смысла жизни. Но они сделают это только в меру своей способности. Утром вы молитесь Богу о покое, а затем приходите в Организацию Объединенных Наций. Там вы, возможно, обнаруживаете, что некоторые из ваших коллег, которые не молились и не медитировали, ссорятся и ругаются. Они — в другом мире.
Вы можете сказать: “Я молился о покое. Как же так, почему же мои коллеги сегодня ссорятся из-за пустяков?” Но вы должны понимать, что покой, который вы получаете из внутреннего мира и предлагаете остальному миру, ему не нужен, внешний мир этим не интересуется. Мир говорит, что ему нужен покой, но, когда вы даете миру плод-покой, он просто выбрасывает этот плод. С другой стороны, если бы вы не молились о покое, ситуация у вас на работе могла бы быть значительно хуже. Ваша молитва наверняка сделала ситуацию лучше, чем она могла бы быть.
Опять-таки, если бы ваша молитва была более интенсивной и более искренней, тогда шума в данном отделе могло бы быть меньше. А если бы у вас рано утром была очень сильная медитация, то сила вашей собственной молитвы и медитации могла бы отвести дурные силы и непонимание, возникшие среди ваших коллег.