— 9 августа 1974 г.
Вопрос: Как искоренить негативные качества и несовершенства в душе?
Шри Чинмой: В душе нет негативного. Душа — сама божественность и совершенство. Это наша божественная, бессмертная сущность на земле, и она несет послание совершенства внутри нас. Проблема в том, что внутри нашей внутренней сущности — не только душа, но и витал; а внутри витала — низший витал, агрессивный витал, разрушающий витал. Поскольку мы сознательно не осознаем присутствия души, мы принимаем за душу все, что ощущаем внутри своего тела, витала и ума. Но это ошибка. У нас внутри есть много плохих, небожественных склонностей и движений, но они не имеют ничего общего с душой. Это враги, которые случайно проникли к нам в гостиную. Мы хотим, чтобы там были только наши друзья, но мы неосторожно открыли дверь, и наши враги проникли внутрь.
Этих врагов мы должны либо вышвырнуть вон, либо преобразовать их с помощью сознательного и длительного усилия. Если мы хотим чему-то научиться, нам надо тренироваться и заниматься часами. Точно так же, если мы хотим совершенствовать свою природу, нам надо вывести на передний план душу и ощущать ее присутствие в любой момент. Как это сделать? С помощью молитвы и медитации. Когда молитва обращена ввысь, она достигает высочайшей Высоты. А когда мы очень одухотворенно медитируем, покой, свет и блаженство нисходят в нас в безграничной мере. Когда мы можем достичь высочайшей Высоты или почувствовать, что мы наполнены покоем, светом и блаженством, темные силы внутри нас автоматически просветляются и совершенствуются.
— 17 мая 1974 г.
Вопрос: Иногда, когда я чувствую, что мой духовный прогресс совершается недостаточно быстро и что моя медитация недостаточно глубока, приходит чувство подавленности и огорчения. Что мне делать?
Шри Чинмой: Прежде всего вам надо знать, что, если вы не совершаете быстрого прогресса, то это потому, что вы делаете какие-то ошибки. Но если вы впадаете в уныние, тогда вы усугубляете свою проблему; вы совершаете еще одну ошибку. Уныние — это не ответ. В духовной жизни надо стараться быть как можно более радостным. Если вы сможете быть радостным, тогда ваша духовная лихорадка наполовину пройдет сама собой, и вы сможете идти быстрее.
Почему вы не бежите быстро? Это важный вопрос. Иногда это происходит потому, что бегущий замедляет бег, так как знает, что цель очень далеко. Поскольку он знает, что цель очень далеко, он говорит: “Можно идти медленно — я и так, несомненно, достигну места назначения. Зачем же стараться бежать как можно быстрее и совершенно выдохнуться?” Но бегущему надо знать, что целей — три, а не одна. Когда он достигнет своей первой цели и осознает высшую Истину, ему нельзя будет останавливаться и расслабляться. Он прошел только часть пути. Есть еще две цели: раскрытие Истины и проявление Истины. Если он растеряет весь свой энтузиазм и расслабится еще до того, как достигнет первой цели, тогда Бог знает, сколько времени ему понадобится для достижения самой отдаленной цели.
Если вам надо изучить три предмета, вы не будете расслабляться так, как если бы у вас был только один предмет. Если вы знаете, что вам надо выучить три, у вас будет больше готовности, больше сознательности, больше преданности, больше устремленности. Так что, пожалуйста, чтобы сделать Всевышнего счастливым с помощью своего духовного прогресса, почувствуйте, что вам надо изучить три предмета один за другим. Не считайте, что у вас в распоряжении Вечность. Нет! Вам надо чувствовать, что каждый момент либо помогает вам достичь цели, либо мешает вам в ее достижении. Так что используйте каждое мгновение, чтобы погружаться глубже, бежать дальше и лететь выше. Тогда вы легко сможете сделать Всевышнего счастливым.
— 18 октября 1974 г.
Вопрос: Может ли у человека быть чувство неуверенности от ощущения разделенности с Богом?
Шри Чинмой: Вначале мы смотрим на других людей как на посторонних; они кажутся чужими и, следовательно, нереальными. Мы чувствуем, что остальной мир — для кого-то или чего-то другого; он существует не для нас. Мы чувствуем себя отделенными от остального мира, и из-за этого, естественно, мы ощущаем неуверенность. Но по мере того, как наше сознание будет расширяться, мы будем думать о своем брате, сестре, друге и соседе. Затем, через некоторое время, наше сознание расширится ещё больше, и мы будем думать обо всем мире. Каждый раз, когда наше сознание расширяется, наша неуверенность уменьшается. Если в конце концов мы сможем почувствовать, что остальной мир — от нас и для нас, если мы сможем почувствовать, что нет разницы между нашим существованием и существованием других, то мы никогда не будем чувствовать неуверенность. Если мы сможем думать о каждом, как о части самих себя, неотъемлемой части своего существа, наподобие своей руки или ноги, то откуда же возьмется неуверенность?