В конце концов, в чем состоит чувство универсального единства? Оно — в осознании того, что есть только один Сущий, но этот Единый стал множеством — как дерево со многими ветвями, листьями, цветами и плодами. Если мы сможем почувствовать свое единство с Источником, с корнем дерева, тогда, естественно, мы будем чувствовать единство с другими ветвями и листьями. Мы непременно будем чувствовать неуверенность, пока не почувствуем живого присутствия Бога, пока будем ощущать разделение со своим источником. Но если мы сможем ощутить, что наш источник — это Свет и Восторг, и что в конце путешествия своей души мы вернемся в Свет и Восторг, то мы никогда не будем чувствовать неуверенности.
Мы можем почувствовать, что наш Источник — Бог, только когда мы устремляемся. Когда мы не устремляемся, когда мы не молимся и не медитируем, мы непременно будем чувствовать, что наш Источник — это что-то неведомое и во веки веков непознаваемое. Но ищущий, вступивший в духовную жизнь, будет чувствовать, что то, что неведомо сегодня, завтра станет известным. Сегодня наш Бог неизвестен, но познаваем. Завтра наш Бог будет известен, а послезавтра Он будет одновременно Познающим и Познанным. Если у нас будет подобное чувство, то мы никогда не будем неуверенными.
Зная, кто есть Источник и кто руководит нами в каждый момент, мы не можем чувствовать неуверенность. Когда мы чувствуем, что именно мы несем ответственность, что именно мы все делаем и должны продолжать делать все, тогда мы полны неуверенности. Но если мы чувствуем, что есть некая высшая Сила, направляющая нашу судьбу, и что мы — простые инструменты; если мы чувствуем, что мы радостно, от всей души и бескорыстно исполняем Божью Волю в каждое мгновение, тогда откуда же взяться чувству неуверенности?
— Сентябрь 1973 г.
Вопрос: Я не знаю, что со мной произойдёт в будущем, и очень обеспокоен своей судьбой. Это правильно?
Шри Чинмой: Нет, нам не надо беспокоиться! У нас должна быть абсолютная вера в Бога, нашего Внутреннего Кормчего, или в нашего духовного Учителя. Нам надо чувствовать, что Бог знает, что для нас лучше, и что Он сделает то, что для нас лучше всего. Мы беспокоимся, потому что не знаем, что произойдет с нами завтра или даже в следующее мгновение. До тех пор, пока мы будем чувствовать себя ответственными за свою собственную жизнь, мы всегда будем тревожиться; мы не будем знать, как нам должным образом использовать даже две минуты своего времени в день. Но если мы сможем почувствовать, что есть Некто, кто думает о нас бесконечно больше, чем мы думаем о себе, и если мы сможем осознанно предложить ответственность за свою жизнь Ему, сказав: “Вечный Отец, Вечная Мать, будьте ответственны за то, что я делаю и говорю, и чем становлюсь”, — тогда наше прошлое, настоящее и будущее станут Его проблемой.
Пока же мы чувствуем, что, если мы не позаботимся о себе, тогда никто этого не сделает. Но это неверно. Есть Некто, кто сделает для нас всё, и это наш Внутренний Кормчий — при условии, что мы сознательно отречемся перед Его Волей. Причина наших страданий в том, что мы не отрекаемся перед Его Волей. Когда мы сознательно отрекаемся перед Его Волей, мы чувствуем, что Он — Деятель, а мы — только Его инструменты. И тогда мы не будем волноваться или тревожиться за свою судьбу, ибо мы будем знать и чувствовать, что мы — в любящих Руках Бога, который делает все в нас, через нас и для нас.
Так что давайте сознательно предложим само свое существование, то, что мы имеем и чем являемся, Богу. То, что у нас есть, — это устремление превратиться в самый Образ Бога, в Бесконечный Покой, Свет и Блаженство. А то, чем мы пока являемся, — это невежество, море невежества. Если мы сможем предложить свой зов-устремление и своё море-невежество Богу, тогда все проблемы будут решены.
— 30 марта 1973 г.
Вопрос: Не могли бы Вы рассказать, нужно ли человеку защищать себя?
Шри Чинмой: Прежде чем защищать себя, надо осознавать, следует ли защищать себя. Если вы поступаете неправильно, то будет ошибкой защищать или оправдывать себя. Надо молиться о прощении Всевышнему в том человеке, который стал жертвой вашего неправильного поступка. Но если вы поступаете правильно, это совсем другое дело. Если на вас нападают, всегда надо стараться быть внутренне невозмутимым, спокойным и уравновешенным. Покой — величайшая сила. Если вы обладаете внутренним покоем, вы обладаете силой льва.